Версия сайта для слабовидящих

Поиск

Образовательные стандарты

Федеральный государственный образовательный стандарт ДО 

Нормативная база ФГОС ДО смотреть здесь

 

Неотъемлемой составляющей образования является воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Такое его понимание закреплено в Федеральном законе от 29.10.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” и находит свое отражение в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утвержденном приказом Минобрнауки от 17.10.2013 № 1155.

Во ФГОС ДО утверждаются базовые ценности российского дошкольного образования, а именно:

  • поддержка специфики и разнообразия детства;
  • сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
  • личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослого и детей;
  • уважение личности ребенка как обязательное требование ко всем взрослым участникам образовательного процесса;
  • осуществление образовательного процесса в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Стандарт утверждает основные принципы дошкольного образования:

  • полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;
  • индивидуализации дошкольного образования, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
  • содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • партнерства с семьей;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирования познавательного интереса и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастной адекватности (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • учета этнокультурной ситуации развития детей.

В дошкольной педагогической системе выделяют умственное, нравственное, трудовое, физическое и художественно-эстетическое воспитание, а также на экологическое и правовое воспитание.

Умственное воспитание - это планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, адаптации к окружающей среде, формирование познавательных процессов, умение применять усвоенные знания в деятельности.Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя. Задачи умственного воспитания решаются средствами обучения и образования (бытовая, игровая, продуктивная, трудовая деятельность детей, а также произведения духовной и материальной культуры).

Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества, общества; формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения, нравственных чувств и отношений.

Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Средствами эстетического воспитания являются: эстетика быта, природа, искусство, художественная деятельность.

Физическое воспитание - организованный педагогический процесс, направленный на создание условий, способствующих достижению хорошего здоровья, физического и двигательного развития ребенка. Под воздействием физического воспитания происходит усвоение основ физической культуры и гармоничное развитие личности.Организация физического воспитания осуществляется посредством занятий физическими упражнениями дома, в детском саду, в спортивных секциях. Она предполагает наличие контроля за режимом учебных занятий, труда и отдыха и врачебно-медицинской профилактики заболеваний подрастающего поколения.

Трудовое воспитание - это воспитание сознательного отношения и склонностей к труду как основной жизненной потребности через формирование привычки к труду. Задачи трудового воспитания - помочь ребенку в овладении трудовой деятельностью, развитие личности ребенка в труде.Средствами трудового воспитания являются: собственная трудовая деятельность ребёнка,  ознакомление с трудом взрослых, а также художественные средства.

Экологическое воспитание основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле. Оно ориентирует человека на бережное отношение к природе, ее ресурсам и полезным ископаемым, флоре и фауне. Цель экологического воспитания дошкольников заключается в том, чтобы помочь ребёнку осознать себя активным субъектом природы. Средствами экологического воспитания в ДОУ выступают наблюдения за явлениями природы, труд в природных уголках и др.

Правовое воспитание предполагает знание своих прав и обязанностей и ответственность за их несоблюдение. Оно ориентировано на воспитание уважительного отношения к законам и Конституции, правам человека и на критическое отношение к тем, кто их нарушает. К средствам правового воспитания в ДОУ  относятся беседы, дидактические игры, встречи с  работниками правовых служб и др.

Данные направления воспитания тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга, имеют самостоятельное теоретико-методологическое значение и  создают целостную систему  воспитания. Направления воспитательной работы разнообразны по содержанию и форме, где основной выступает игровая деятельность.

Нормативная база ФГОС ДОО

№ 1-10

Федеральные нормативно-правовые документы,

регламентирующие вопросы реализации ФГОС ДО

№ 11-14

 

Вложения:
Скачать этот файл (1 от 29.12.2012 N 273-ФЗ.pdf)1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерац[ ]1387 kB
Скачать этот файл (10 от 14.08.2020 № 831.pdf)10. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.08.20[ ]748 kB
Скачать этот файл (11 от 17.10.2013 № 1155а.pdf)11 от 17.10.2013 № 1155а.pdf[11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»]452 kB
Скачать этот файл (12 от 10.01.2014 № 08-10а.pdf)12. Письмо Минобрнауки РФ и Департамента государственной политики в сфере общего[ ]325 kB
Скачать этот файл (13 от 07.02.2014 № 01-52-22.pdf)13 от 07.02.2014 № 01-52-22.pdf[ ]352 kB
Скачать этот файл (14 от 28.02.2014 № 08-249.pdf)14. Комментарии к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014 № 08- 249[ ]177 kB
Скачать этот файл (2 от 29.12.2014 № 2765-р.pdf)2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 № 2765-р «Конце[ ]1043 kB
Скачать этот файл (3 от 15.04.2014 № 295.pdf)3. Государственная программа Российской Федерации от 15.04.2014 № 295 «Развитие [ ]1540 kB
Скачать этот файл (4 от 30.08.2013 № 1014.pdf)4. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка органи[ ]94 kB
Скачать этот файл (5 от 24.12.2010 № 2075.pdf)5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.12.2010 № 2075 «О продолжите[ ]210 kB
Скачать этот файл (6 от 08.08.2013 № 678.pdf)6. Постановление Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 № 678 «Об утве[ ]154 kB
Скачать этот файл (7 от 24.03.2010 № 209.pdf)7. Приказ Минобрнауки России от 24.03.2010 № 209 «О порядке аттестации педагогич[ ]92 kB
Скачать этот файл (8 от 26.08.2010 № 761Н.pdf)8. Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единог[ ]238 kB
Скачать этот файл (9 от 15.05.2013 № 26.pdf)9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федераци[ ]431 kB